Топливные пеллеты(хвоя)

Вид ед.изм Цена (руб.)
Белые 1 тонна 11000
Бело-серые 1 тонна 11000
Серые 1 тонна 9000

 

Евродрова(хвоя)

Вид ед.изм Цена (руб.)
Брикеты 1 тонна 7500

ПЕЛЛЕТЫ: Инновационное топливо

ПЕЛЛЕТЫ: Инновационное топливо Рынок топливных гранул (пеллет) в России только зарождается. Однако неизбежный рост тарифов на энергию и традиционное топливо будет способствовать росту спроса на российское биотоапиво как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Обладая крупнейшим в мире запасом лесных ресурсов, значительными преимуществами в сфере других производственных затрат, Россия имеет реальный шанс занять роль ведущего поставщика нового вида топлива на растущий рынок Европы.

Рост тарифов на традиционные виды топлива, а также не в последнюю очередь рост влияния экологического фактора мотивировали активное внедрение в странах Западной Европы альтернативных видов топлива, одним из которых стали древесные пеллеты, или топливные гранулы, завоевавшие прочное место на европейском рынке биологического топлива. Ценовые преимущества данного вида топлива представлены на Графике 1. Низкая себестоимость производства, а также экологичность этой продукции способствовали ее успешному продвижению на рынке Германии.

Если в 2002 году в стране насчитывалось примерно 12 тысяч котельных мощностью 35 кВт, и 15 тысяч мощностью 50 кВт. отапливаемых пеллетами, то к 2004 году их насчитывалось уже 28 тысяч. Вместе с ростом потребления растет также и объем производства пеллет. Если пару лет назад внутренняя потребность в пел-лстах покрывалась преимущественно за счет импорта, то по прогнозам Союза производителей пеллет и оборудования для производства пеллет Германии в 2005 году внутреннее производство покроет спрос уже более, чем на 70% (График 2). Рост производства исчисляется не только в относительных, но и в фактических числах. За четыре года в Германии с нуля построено более 20 производств (График 3). Как правило, производственные мощности возводится вблизи сосредоточения лесопильных предприятий. По данным на декабрь 2004 года, продавцами пеллет на территории Германии выступали почти 300 торговых фирм и представительств, как немецких, так и иностранных.

Евродрова - удобный, экономичный и экологически чистый вид топлива.

Широко используются в Европе и США более 20 лет. Спрос на них растет из года в год!

Что бы не говорили об удобствах газового отопления, но в последнее десятилетие расчетливая и экономная заграница все больше предпочтения отдает топливным брикетам, или евродровам. Не вдаваясь в тонкости технологии изготовления этого вида топлива, отметим, что евродрова обладают рядом ценных качеств, о которых простой пользователь, как правило, не задумывается.

Евродрова горят ровным пламенем без выделения угарного газа и почти без дыма. А длительность их горения, в зависимости от типа евродров и условий – 1-4 часа. Евродрова не рассыпаются при горении, не искрят и не "стреляют", не выделяют едких запахов. Причина проста – для формовки древесных брикетов совершенно не используются химические клеи. Все частички такого прямоугольника или кругляша скреплены естественным природным клеем – лигнином.

КАЧЕСТВО ГРАНУЛ ЗАВИСИТ ОТ СЫРЬЯ

Древесные гранулы (пеллеты) представляют собой прессованные цилиндры диаметром 4-10 мм, длиной 20-50 мм, переработанные из высушенных остатков отходов лесоперерабатывающего производства: древесная мука, стружка, кора, сучки, ветки и т.д. При этом энергосодержание одного килограмма древесных гранул соответствует 0,5 литра жидкого топлива. Помимо экономического эффекта, использование пеллет в качестве топ-линного средства способствует снижению вредных выбросов в атмосферу.

Различают два вида пеллет. Высококачественные - для отопления жилых домов, которые из-за особой белизны еще называются "белыми", а также промышленные пеллеты, которые, как правило, большего диаметра, чем "белые". Требования по качеству для "белых" пеллет определяются в Германии стандартом DIN 51731, в Австрии O-Norm M 7135 (см. Таблицу 1). С 2002 года существует дополнительный сертификат, так называемый DIN плюс, который объединяет требования, предъявляемые двумя вышеназванными нормативами, а также методы проверки.

График 1. Динамика цен на основные

виды топлива в Германии

График 2. Динамика сбыта и

потребления в Германии, тонн

Источник: Союз производителей пеллет и оборудования для пеллет Германии

Нормы различаются тем, что одни допускают наличие связующих материалов, а другие - нет. Если стандарт DIN 51731 исключает любые связующие средства, то австрийская норма О-Norm M 7135, а также DIN плюс позволяют использовать закрепители из картофеля или кукурузы. Использование таких связующих материалов снижает необходимость дополнительного прессования, а прочность гранул значительно возрастает. В результате гранулы становятся прочнее, а связанные с транспортировкой риски снижаются. Это важно, в том числе и потому, что топливные котлы, как правило, имеют ограничения на наличие пыли в топливных гранулах. К тому же владельцы специальных каминов, о которых чуть ниже, потребители топливных гранул рассчитывают, что найдут в своем подвале не кучу древесной пыли, а целые гранулы. Плохое качество древесных гранул ведет к предъявлению рекламаций, а потому большинство производителей и потребителей обращают вес большее внимание на их качество.

Пеллеты для отопления жилых помещений находятся в ценовом интервале 140-160 евро за тонну. Они реализуются либо в мешках, либо в специальных контейнерах, которые поставляются потребителям, имеющим специальные помещения для хранения больших запасов пеллет. Подача гранул в отопительную систему осуществляется, как правило, автоматически. Также автоматически осуществляется их подача в котельные крупных производственных объектов.

В последнее время в Германии входят в моду так называемые "пелдетспе-чи", которые устанавливаются в гостиных в качестве камина. Подобные печи обладают мощностью в 11 кВТ и используются, как правило, для отопления отдельных жилых помещений, в том числе и в комбинации с другими обогревательными системами. Наряду с обогревательным эффектом потребителей привлекает также возможность созерцать через специальные окошечки язычки пламени. Подобные печи заполняются вручную небольшим количеством пеллет, либо подаются автоматически из специальных хранилищ.

Промышленные гранулы из-за наличия в них высокой доли коры не имеют такого белого цвета, как гранулы для жилых помещений. А цена на них в среднем составляет 85 евро за тонну.

Для производства одной тонны топливных фанул требуется примерно 6-8 кубометров опилок. По своей идее производство пеллет представляет собой достаточно простой процесс, который во многом схож с процессом производства пищевых гранул для корма животных. Потому многие производители оборудования для пеллет изначально специализировались на выпуске оборудования для пищевых гранул. В технологическом процессе производства пеллет одним из решающих моментов является качество сырья: величина стружки и ее влажность. Кроме того, различные древесные породы предполагают различные условия прессования, а также требования к оборудованию. Немаловажным также является процесс перемещения готовых гранул от станка до склада хранения либо транспортного средства. На этом этапе становится ясно, что обнаружит покупатель в хранилище: древесную пыль или гранулы.

ПРОМЫШЛЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМИНИРУЕТ

Особенностью немецкого рынка пеллет является то, что частные хозяйства с маломощными котельными, потребляющими в среднем 3-5 тонн гранул в год, преимущественно используют высококачественные пеллеты. Однако уровень потребления пеллет в Германии относительно низок. Так годовое внутреннее потребление гранул в Австрии составляет 300 тысяч тонн, а в Германии - 130 тысяч тонн (для сравнения: ведущий австрийский производитель пеллет компания Holzindustrie Pfeifer производит в год 100 тысяч тонн продукции). Австрия является лидером среди стран Евросоюза по числу котельных, отапливаемых пеллетами. В 2003 году в стране насчитывалось 20 тысяч центральных отопительных систем на основе топливных гранул. В Австрии сформирована хорошая система торгоапи топливными гранулами, позволяющая снабжать этой продукцией потребителей по всей стране. Суммарная производственная мощность австрийских производителей пеллет составляет 500 тысяч тонн, а к 2006 году она увеличится до 640 тысяч тонн.

Таблица 1. СРАВНЕНИЕ НОРМАТИВОВ ПРОИЗВОДСТВА ПЕЛЛЕТ В ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ

В скандинавских странах доминирует промышленное использование пеллет в качестве топлива для котельных мощностью 2 МВт. Крупнейшим потребителем пеллет в Европе является Швеция, где ежегодно в котельных сжигается до 1,1 млн тонн пеллет. Потребление обеспечивается как внутренними производителями, насчитывающими 30 предприятий, так и импортными поставками. На протяжении последних ipex лет рынок древесных гранул ежегодно растет здесь в среднем на 25%. Аналогично выглядит ситуация и в Дании, где в настоящее время в промышленных целях в год потребляется 850 тысяч тонн пеллет.

Растет производство и потребление пеллет в Италии, где в 2003 году на 41 предприятии в общей сложности было произведено 130-150 тысяч тонн топливных гранул.

Основная доля мирового потребления пеллет сегодня приходится на Японию и скандинавские страны. Вообще в странах с хорошо развитым уровнем технологии переработки древесины, степень использования древесных отходов в качестве топлива очень высока. Например, в США этот показатель составляет 70%, в Канаде - 65%, в Германии - 62%, в Швеции - 51%, в Финляндии - 53%. Планируется, что к 2010 году Европа будет потреблять за счет возобновляемых источников энергии 82 млн тонн нефтяного эквивалента. При этом доля биотоплива будет составлять 74% общего вклада.

ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ СТРОЯТ ЗАВОДЫ В РОССИИ

График 1. Территориальное распределение производителей пеллет в Германии (белым указаны недостроенные на 1 ноября 2004 г. объекты)Производство пеллет в России только начинает зарождаться. В настоящее время в стране производятся пеллеты исключительно промышленного назначения. Из-за отсутствия внутреннего спроса производство, составившее в 2004 году 15-25 тысяч тонн, ориентировано на экспорт в Западную Европу. Основные мощности по производству пеллет в России сосредоточены в Северо-Западном регионе, чему способствовала не только близость к основным европейским рынкам сбыта, но и к морским портам.

Среднегодовая производственная мощность одиннадцати расположенных в этом регионе производи гелей пеллет составляет 100 тысяч тонн. В ближайшие годы планируется строительство следующих трех заводов общей мощностью 130 тысяч тонн. По данным Конфедерации ЛПК Северо-Запада, имеющиеся в настоящее время мощности но производству топливных гранул загружены лишь на 20-30%. Причина состоит, прежде всего, в отсутствии соответствующего оборудования для организации транспортировки такого вида продукции во многих портах Северо-Запада.

Иностранные потребители пеллет активно ведут себя па российском рынке. Заявлены намерения о строительстве в Вологодской области завода производственной мощностью 50 тысяч тонн топливных гранул при участии австрийских